Учитель - ученик



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАСТАВНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 10 ПЕДКЛАССА. УРОК ОТ НАСТАВНИКА

Второй год подряд в нашей школе организуется педагогическая наставническая практика с обучающимися психолого-педагогического класса в рамках реализации ЦМН (целевой модели наставничества).

В ноябре месяце завершился один из этапов педпрактики – «Урок от наставника», который проводился в соответствие с Положением о школьном Фестивале «Урок для учителя». На данном этапе педагогической практики открытые уроки провели педагоги-наставники для своих наставляемых.

На подготовительном этапе были сформированы наставнические пары/ группы. Для каждого обучающегося был подобран педагог-наставник. Пары формировались с учетом индивидуальных пожеланий «юных педагогов». Получились наставнические пары по совершенно разным учебным предметам: математика, история, изобразительное искусство, технология, физическая культура, география, иностранный язык, физика, начальные классы, ОДНКНР, психология.

В результате 31 обучающийся психолого-педагогического класса и 24 педагога стали участниками фестивального этапа практики. В своих отзывах после открытых уроков, «юные педагоги» подчеркивали важность такой формы педпрактики. Они отметили, что, присутствуя на уроке своего наставника, можно узнать методы преподавания, посмотреть на практике, каким образом донести информацию обучающимся так, чтобы она запомнилась, и ученики смогли применить полученные знания в жизни; будущие педагоги имели возможность познакомиться с нетрадиционными формами урока; различными способами рефлексии; увидели, как педагоги делают урок живым, интересным, таким, что «у учеников разных классов глаза горят, и они, буквально, сражаются за возможность ответить первыми».

В то же время проведение открытого урока в рамках наставнической педпрактики для обучающихся педкласса позволяет раскрыть потенциал самого педагога-наставника, продемонстрировать свой педагогический опыт. Все наставники в ходе рефлексивной беседы по окончании урока, отметили, что обучающихся 10 педкласса это возможность посмотреть на профессию «учитель» с другой стороны и попробовать «примерить» на себя данную профессию. Именно практика помогает понять, что не только работа, но и учеба профессии «учитель» - это огромная выдержка и большой труд.

Так же все наставляемые отметили, что 40 минут урока прошли интересно и, действительно, незаметно. Кто-то из наставляемых даже успел принять активное участие в обсуждениях и заданиях во время посещения открытого урока.

Каждая из «будущих коллег» взяла с урока что-то себе на заметку: умение учителя взаимодействовать с детьми (говорить понятным им языком); умение ставить перед учащимися проблемную ситуацию; использование интерактивных методов для создания ассоциативного ряда; умение приводить такие примеры, на которые обучающиеся сразу же откликались, реагировали; выстраивать урок в нетрадиционной форме - деловой игры, соревнования; организовывать групповую работу, работу в парах, повышать уровень вовлечённости детей на уроках, а так же проектировать современный урок в соответствии с требованиями ФГОС. Например, подбирать задания по теме урока, подводить обучающихся к определению и формулировке темы, цели и задач, а не самому их озвучивать.

Особое впечатление на будущих педагогов произвели нестандартные формы не только самого урока, но и, например, дифференцированной работы — групповое решение задач, индивидуальные вызовы к доске, а также физкультминутки, не только способствующие восстановлению работоспособности и повышению интереса к дальнейшей работе, но и в некоторых случаях связанные непосредственно с темой урока.

По мнению наставников, данный опыт позволяет будущим педагогам окунуться в профессию, побывать не только в роли учителя, но и в роли эксперта, провести анализ урока. Для наставника важно участвовать в педагогической практике с целью передачи опыта начинающим или будущим коллегам, в ходе обсуждения проведенного урока получаешь обмен эмоциями, наставляемый акцентирует внимание на плюсах урока, интересных приемах, что ценно наставнику – видеть результат своего труда. Наставник получает обратную связь от наставляемого, «свежий» взгляд на приёмы и этапы урока. В ходе рефлексии наставника с наставляемым можно узнать о современных педагогических приёмах, которые можно применить в той или иной части урока.

Участие в педагогической практике «Урок для учителя» это прекрасная возможность для проявления творчества как наставнику, так и наставляемому. В феврале открытые уроки будут давать уже сами «будущие педагоги».


Команда наставников ППК нашей школы стала Победителем областного конкурса методразработок о наставничестве

В мае-июне Центр методического сопровождения муниципальных систем образования ИРО Свердловской области провел конкурс методических разработок по наставническим практикам. Лауреатами в номинации «Наставнические практики в образовательной организации» стала команда наставников нашей школы - заместитель директора Марина Николаевна Овсянникова и учителя начальных классов Оксана Ивановна Вернигора и Татьяна Валерьевна Буланова. Они представили на конкурс наставническую практику работы с педклассом по форме «учитель-ученик».

В начале учебного года в МАОУ «СОШ № 1» были сформированы наставнические пары педагогов-наставников и наставляемых – «юных педагогов» («учитель-ученик»). Пары формировались с учетом желания и мнения обучающихся они выбирали либо учебный предмет, либо конкретного педагога в роли наставника.

Планирование работы наставнических пар связано с календарно-тематическим планированием, где каждый месяц обучающиеся ППК в рамках социальной (педагогической) практики проводят какое-либо мероприятие, в т.ч. под руководством наставника (урок в рамках Фестиваля «Урок для учителя», мастер-класс «Новогодняя мастерская», социальный проект ко Дню Победы, информационные выступления на классном часе, занятия с будущим психологом и т.п.).

Наставнические пары формируются на период социальной (педагогической) практики.

Цель данной наставнической практики: оказание методической помощи обучающимся профильного класса психолого-педагогической направленности в рамках социальной (педагогической) практики и создание условий для раскрытия потенциала личности как наставляемого, так и наставника.

Коллегами в команде был разработан подробный мониторинг деятельности наставнической практики в соответствие с планом педпрактики, дано описание используемого инструментария эффективности наставнической пары.

Конкурс проводился впервые и был призван выявить, а в перспективе – тиражировать эффективные наставнические практики педагогов Свердловской области.


Наставники - «юным педагогам»

В преддверие празднования Дня Победы в школе прошли волонтерские мероприятия, подготовленные обучающимися-студентами 10П класса направления “педагогика”.

Все волонтерские проекты были подготовлены девушками совместно с их педагогами-наставниками в рамках социальной педагогической практики.

Открыли Декаду мероприятий квестом “День Победы” для учеников 3Б класса под руководством наставника Оксаны Ивановны Вернигора.

Оксана Ивановна отметила : “Квест со слов участников был активный, интересный, познавательный, для внимательных”. Затем под руководством наставника Марины Николаевны Овсянниковой был организована интеллектуально-патриотическая игра “Наша Победа. Морской бой” для команд, сформированных из учащихся 7-х классов.

Марина Николаевна отметила : “В этой игре нет побежденных, здесь победители - все, т.к. не только нашли себе развлечение, но и совершили для себя открытия. По окончании игры ребятам были вручены сертификаты и предложено посмотреть короткометражные современные фильмы о Великой Отечественной войне, о Победе, о том, как важно выносить для себя исторические уроки из прошлого”. Под руководством наставника Татьяны Валерьевны Булановой проведен классный час “Журавли Памяти” для учащихся 2Б класса. Татьяна Валерьевна написала в своем отзыве: “Девятое мая — это не просто дата, это день, когда мы вспоминаем подвиги наших прадедов. В ходе мероприятия ребята сами изготовили бумажных журавлей и написали на них имена своих родственников, которые отдали свои жизни за мирное небо над головой. Этот процесс оказался не только творческим, но и трогательным — каждый журавль стал символом личной истории и памяти. Мы верим, что такие мероприятия помогают молодежи осознать важность сохранения памяти о прошлом и формируют уважение к героизму наших предков.

Давайте не забывать о своих корнях и передавать эту память следующим поколениям!

Урок английского языка в 4Б классе “The history of the Great Patriotic War” (“История Великой Отечественной войны”) был подготовлен под руководством педагога-наставника Марии Анатольевны Пересмехиной.

Мария Анатольевна написала в своем отзыве:

“Самым запоминающимся моментом урока стала возможность перевода и расшифровки письма военных лет. Завершился цикл волонтерских проектов теоретическим уроком физкультуры в 4И классе на тему «Спортсмены-герои Великой Отечественной войны» под руководством учителя физической культуры Ильзиры Аксановны Кусяевой. Ильзира Аксановна отметила, что “урок был спланирован и интересно выстроен. Дети были задействованы в работе и активны на протяжении всего часа”.


Наставники “Инженериады”

Команда нашей школы «Проспект экологии», в состав которой вошли ученики 7Л класса под руководством учителя физики Климина Михаила Александровича заняла III место в младшей группе “Инженериады” .

12 – 13 марта 2025 г. во Дворце технического творчества в Верхней Пышме прошел финал VIII Межрегионального конкурса инженерных проектов учащихся «Инженериада». В течение года школьники под руководством педагогов-наставников и экспертов предприятий работали над техническими проектами, направленными на решение производственных проблем. В финал вышли 48 команд из 10 регионов России. Учащиеся 7 – 11 классов представили свои инженерные проекты по шести конкурсным направлениям:

  • Горное дело
  • Металлургия
  • Информационные технологии
  • Энергетика
  • Экология и промышленная безопасность
  • Мир профессий

Руководитель оргкомитета конкурса Евгений Караман высоко оценил проекты финалистов:

Уровень и популярность «Инженериады» высоки. Количество ее участников по сравнению с прошлым годом выросло на 20 процентов — до 600 человек, а проекты настолько интересные, что члены жюри только одобрительно качали головой и готовы многое рекомендовать к внедрению на производстве. Большую роль в этом успехе сыграли наставники. Педагоги и производственники сумели вдохновить старшеклассников на поиск, помогли им поверить в себя.

В младшей группе III место заняла школа № 1

Победители и призеры «Инженериады» были определены в каждой из шести номинаций в младшей и старшей возрастных группах. Обладателем Гран-при признана команда «ИнжеГараж» (г. Гай), старшая возрастная группа. Ребята работали над проектом «Модернизация процесса механизированной разгрузки вагонов с насыпными и навалочными грузами».

Направление «Металлургия»: I место в старшей группе заняла команда «Конструкторы успеха» (школа № 25), в младшей группе I заняла команда «Гайки и болты» (школа № 3 Кировград), III в младшей группе заняла команда «Юные исследователи» (ЦОиПО Верхняя Пышма).

Направление «Информационные технологии»: I место в младшей группе команда «МастерОК» (школа № 2 Кировград).

Направление «Экология и промышленная безопасность»: I место в младшей группе заняла команда «Экопросветители» (школа № 3), I место в старшей группе команда «Инженеры» (школа № 178 Екатеринбург), III место в младшей группе – команда «Проспект экологии» (школа № 1).

Направление «Мир профессий»: I место в старшей группе заняла команда «Техальянс» (школа № 25), II место в старшей группе у команды «4LabsStudio» (IT-клуб ДДТ), III место в младшей группе – команда «Спортики» (школы № 1, 2, 3 Кировграда).

Мы предложили организовать на промплощадке технологическую линию по переработке использованных автопокрышек. Для презентации проекта изготовили макет станка. Сначала мы попытались найти пример в интернете, но пришлось думать самим. Это наш третий вариант макета. Для красоты я покрасил его черной краской из баллончика, - сказал участник команды школы № 1. Всех финалистов наградили в торжественной обстановке. При поступлении в Технический университет победители и призеры получат до 10 баллов, участники — до 8 баллов.


ФЕСТИВАЛЬ УРОК для УЧИТЕЛЯ. 2 этап – наставляемые – учащиеся ППК

Завершился второй этап Регионального Фестиваля педагогических наставнических практик «Урок для учителя», организатором которого является ЦНППМ ПР «Учитель будущего». Фестиваль для обучающихся ППК (психолого-педагогического класса) стал способом профессиональных проб и становления. ППК.

Сформированные в рамках модели наставничества «учитель-ученик» - наставнические пары с обучающимися 10П (профориентационного класса) провели большую и серьезную совместную работу: от подготовки до проведения и анализа открытого урока.

Все семеро «юных коллег» серьезно подошли к подготовке интересных уроков, продемонстрировав интерес и желание.

В своих отзывах после проведенных открытых уроков, девушки отметили важность Фестиваля для развития собственного кругозора, коммуникабельности, а также для них это стало возможностью проверить свои силы. Участие в Фестивале “Урок для учителя” теперь уже не в качестве наблюдателя, а в качестве непосредственного организатора процесса, позволяет учащимся 10П класса не только попробовать «примерить» на себя данную профессию и на практике проверить свои силы, но и в очередной раз убеждает, что в профессии #учитель даже обучение профессии, довольно трудоемкий процесс.

Анализируя свои уроки, и готовя отзывы, девушки порой сами удивлялись собственной вовлеченности в процесс урока (Далила Хисамутдинова – урок английского языка в 4 классе) https://vk.com/wall-207632994_4817

  • понравилась вовлеченность и заинтересованность детей (Валерия Арапова – урок физической культуры во 2 классе) https://vk.com/wall-207632994_4809
  • проявилась собственная готовность в дальнейшем к подобным профессиональным пробам и оттачиванию педагогических навыков (Кристина Саакян – классный час с психологом в 8 классе) https://vk.com/wall-207632994_4810
  • получили возможность научиться самостоятельности в подборе материала, в подготовке индивидуальных и групповых заданий (Анна Талалаева – урок ОДНКНР в 5 классе) https://vk.com/wall-207632994_4818
  • заинтересовали ребят проведением опыта на столько, что они готовы были оставаться на перемене, чтобы посмотреть ещё, как это все происходит и даже просили материалы для проведения этого опыта дома (Полина Гуртова – урок окружающего мира в 3 классе) https://vk.com/wall-207632994_4819
  • приятно удивил настрой учеников на урок, их обратная связь, а также горящие глаза, которые выражают желание делать и познавать что-то новое (Анна Дубогрызова - урок литературного чтения в 4 классе) https://vk.com/wall-207632994_4857
  • понравилось и удивило умение учеников выражать свои эмоции и чувства после увиденного и услышанного (Анна Ежова – урок литературы в 6 классе) https://vk.com/wall-207632994_4883

Наставник, который еще и является куратором данного класса и организатором педперактики для обучающихся-студентов данного класса, считает, что участие в такого рода Фестивале дает возможность «юным педагогам» проявить творчество, самостоятельность, соразмерить свои силы и возможности. Надо отметить, что все «юные педагоги» провели свои уроки на позитиве! Глаза горели не только у учеников, но и у них самих. Несмотря на волнение, было видно, что большинству из них это в кайф!

Все обучающиеся-студенты благодарны своим наставникам за предоставленную возможность и опыт!


Экологический конкурс

27 февраля 2025 г. на базе Гимназии № 120 г. Екатеринбурга состоялся очный этап VI открытого Всероссийского экологического конкурса “ЭКО-Поиск”.

От нашей школы был представлен исследовательский проект “Жёсткость воды” Карины Никоненко из 10П (направление - медицина). Руководителем проекта является учитель химии, Светлана Борисовна Харина.

В рамках представленного проекта проводилось исследование воды из Верхней Пышмы, Среднеуральска, Заречного (Белоярский район) и даже их Египета!!!

Необходимо отметить, что от региона на очный тур было выбрано всего 9 команд.

У проекта Карины и Светланы Борисовны прекрасный результат: 2 место в секции “Промышленная экология” областного конкурса. Карина Никоненко в своем дала интервью #Школьномуперезвону сказала, что отправить проект на этот конкурс было спонтанным решением, но она прошла в очный этап и нисколько не жалеет об этом! «Это опыт, который пригодится мне в дальнейшем, ведь я не просто подготовила и защитила исследовательский проект - я имела возможность расширить свои знания в области экологии. Я не только узнала на сколько в современном мире важна экология, но и имела возможность узнать, каким образом даже школьники могут внести свой вклад в решение экологической проблемы». Светлана Борисовна и Карина, так держать!!!


Профориентация. Учителя наставники - Харина С.Б. , Потехина Н.А. и Хамитов М.Р.

Ученики 10П (медики), 11Е, 10Т и 11Т в УрГЭУ посетили мастер-классы на кафедрах биотехнологий и пищевой промышленности, информационных технологий и физики.

Ребята на биологическом направлении приготовили мягкий творожный сыр и изотоник (напиток из свежевыжатого апельсинового сока) определили физико- химические показатели, продегустировали продукты. На физико-информационном направлении ребята приняли участие в мастер-классе по разработке сайта. После мастер-классов, приняли участие в квизе. Наши красавицы - девочки 11Е заняли 1 место, девочки 10П - 9 место (для справки команд было 29!). Сердечная благодарность учителям - Наталье Александровне Потехиной, Светлане Борисовне Хариной и Хамитову Марселю Радиковичу за организацию учащихся для участия в мероприятии.

Подробно о мероприятии vk.com/wall-197172682_4297

© 2025 МАОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов им.Б.С.Суворова». Все права защищены
Разработка сайта Ринат Валитов